История возрождения: от руин к мемориалу – путь Казанской церкви во Владимире

Культурное наследие россии/санкт-петербург/пушкин (часть 4) — путеводитель викигид wikivoyage

ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД: МЫ ВСЁ СДЕЛАЕМ ДОСТОЙНО И КАЧЕСТВЕННО

Потеря близкого человека – это всегда тяжёлое испытание для родственников, ведь помимо горьких переживаний им приходится заниматься большим количеством мероприятий, в том числе организацией поминок.

Если вам необходимо провести поминки, компания “Поминальная трапеза” будет рада вам помочь! Вы можете провести мероприятие в одном из девяти залов: 

  •  Банкетный зал “Борисов” (ул.Будапештская 8, корп. 4) 8-911-285-78-70
  • “Поминальная трапеза”  (Гжатская, 9) 8-911-925-56-46
  • “Поминальная трапеза”  (Варшавская, 98) 8-911-157-09-78
  • “Поминальная трапеза”  (Большой Сампсониевский пр-т.,80 ) 8-911-920-56-46
  • “Поминальная трапеза” (Тореза, 95) 8-911-119-81-72
  • “Поминальная трапеза” (Наставников, 34) 8-981-964-96-06
  • “Поминальная трапеза”  (Ветеранов,16 ) 8-981-172-72-02
  • “Поминальная трапеза” (15 линия Васильевского острова, 76) 8-981-124-24-52
    “Поминальная трапеза” (пр-т Пятилеток 8, корпус 1) 8-981-151-37-38

Как только закончится траурная церемония на кладбище, ваши гости будут усажены в комфортабельные автобусы агентства и бесплатно доставлены в одно из этих заведений.
Для того достаточно будет сделать заказ меню на одного гостя не менее 1300 рублей.

Звоните по телефону (812) 920-56-46 – и вы будете избавлены от хлопот о поминальном обеде.

+7 (812) 982-40-19, +7 (905) 222-40-19 (Whatsapp)

Приглашаем на экскурсию «Казанские храмы Вырицы и Царского Села» из Санкт-Петербурга на 1 день 

На престольные праздники Казанской Иконы Божьей Матери – 21 июля и 4 ноября
В ходе поездки мы побываем на литургии в Вырице (Казанский храм), а также посетим церкви, посвященные Казанской иконе Божией Матери в Царском Селе и пос. Александровская 

Гид по расписанию — Галина Викторовна Петрова

Даты поездок:  по расписанию — 21.07 и 04.11 престольный праздник Казанской иконы в Вырице

21 июля и 04 ноября, в дни Казанской иконы Богородицы, приглашаем всех на экскурсию «Казанские храмы Вырицы и Царского Села».

Вы побываете на литургии в Вырице, помолитесь у мощей преподобного Серафима Вырицкого, увидите Казанскую церковь и мемориал героев Первой Мировой войны в Пушкине, а также Казанскую церковь на месте явления чудотворной иконы в посёлке Александровская.

Согласно православному церковному календарю «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)» по юлианскому календарю отмечается на 22 октября. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. С 2005 года именно эта дата выбрана в качестве государственного праздника «Дня народного единства» в России.

4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободив Москву от польских интервентов, показали образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

29 сентября 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

Программа поездки:

08.30 — Отправление от ст. метро «Московская».10.00 – 13.00 Вырица, храм Казанской иконы Божьей Матери, литургия, молебен у мощей св. прп.  Серафима Вырицкого.
Обед в приходской трапезной.13.30 – 14.30 — г. Пушкин, Казанская церковь на Казанском кладбище, Мемориал героев  1-й Мировой войны.15.00 – 15.45 — п. Александровская, Казанская церковь на месте явления чудотворной Казанской иконы.16.30 – 17.00 — Возвращение к ст. метро «Московская»

В программе (2000): автобусное и экскурсионное сопровождение.Дополнительно (450): обед по желанию на приходе Казанского храма в Вырице, пожертвования в храмах.

ПО ВОЗМОЖНОСТИ

  Церковь Казанской иконы Божией Матери в пос. Сусанино, каменный, построен в 1910 (арх. Б. Н. Басин). Приход открыт 28 сентября 1912. Закрыт в 1939. Действует с 1941. Престольные праздники: 21 июля, 4 ноября. Храм включен в список вновь выявленных объектов историко-культурного наследия. Охраняется государством.
Свое название дачный поселок получил в честь 300-летия царствования Дома Романовых: в год празднования местные жители обратились к властям с просьбой переименовать железнодорожную станцию и поселок в честь Ивана Сусанина, 300-летие подвига которого отмечалось одновременно с юбилеем Царствующего Дома.Блаженная Любушка, как и ее духовник преподобный Серафим Вырицкий, несла подвиг столпничества: она молилась днем и ночью, не позволяя себе не только прилечь, но даже присесть. Господь сподобил ее дара прозорливости.

Однодневные поездки: +7 (812) 982-40-19, +7 (905) 222-40-19 (Whatsapp)

Зарубежные и многодневные поездки по России: +7 (812) 985-49-33

Корпоративные клиенты и прием групп в Петербурге: +7 (812) 982-40-19

Время работы: 12-19, будни. Время визита просим оговорить заранее.

Форма «ЗАПИСЬ НА ПОЕЗДКУ» http://www.grad-petrov.ru/palom/  «+» слева

Наша группа ВКОНТАКТЕ: http://vk.com/palomgradpetrov

ЦАРСКОЕ СЕЛО

Церковь Казанской Божией Матери
на кладбище

Церковь однопрестольная, каменная с таковою же колокольней, стоящей отдельно, заложена 25 сентября 1785, освящена 8 марта 1790 года..
До 1817 приписная к Константиновской церкви в Софии.
В 1819 передана Австрийскому гренадерскому полку, по переводе его в Ямбург в 1824 году была приписана к Знаменской придворной церкви, затем была передана во временное владение саперному батальону, в 1839 передана временно образцовому пехотному полку.
В 1850 приписана к Екатерининскому собору.
Особый причт существует с 24 декабря 1860 года.
К церкви приписана одна часовня.

НАСТОЯТЕЛИ

  Предыдущее место служения Последующее место служения
Сергеев Алексей Сергеевич ( — 14 апреля 1866), священник Диакон Екатерининского собора — 14 апреля 1866  
Смирницкий Иоанн Александрович, священник   1866 — протоиерей — 1884 —  
Милославский, священник      
Тихомиров Димитрий, священник   1893 — 30 марта 1896  
Благовещенский Александр Павлович, священник Московская Славянка 30 марта 1896 — 30 июля 1902  
Мудролюбов Федор, священник   3 сентября 1902 — 1913 —  

ПСАЛОМЩИКИ

  Предыдущее место служения Последующее место служения
Близнецкий Иван     Екатерингофская церковь, Санкт-Петербург
Александровский Александр ( — 13 мая 1867)   — 13 мая 1867  
Филомафитский Петр, дьячок   1869 — 1871 Рыбацкое
Студийский Феодор   — 1880 Хредино, Лужский уезд
Изсадский Гавриил Алексеевич ( — 2 августа 1908) Хредино, Лужский уезд 1880 — 1896 диакон — 29 августа 1907 за штат
Изсадский Алексей   29 августа 1907 — диакон — 1913 —  

ПРОСФОРНИ

  Предыдущее место служения Последующее место служения
Гиляровская Анна Николаевна вдова псаломщика 1898 — 1899 —  
Ткаченко Параскева вдова д Троицкой церкви Красного Села 28 января 1902 —  
Щеглова Мария дочь умершего псаломщика церкви Городца Лужского уезда 31 октября 1902 —  
Изсадская Александра вдова д. 6 января 1909 —  

СТАРОСТЫ

  Предыдущее место служения Последующее место служения
Москвин Александр Дмитриевич Царскосельский 2 гильдии купец утв. на первое трехлетие 2 декабря 1897  
Смирнов Михаил Царскосельский 2 гильдии купец утв. на второе трехлетие 3 мая 1904 — утв. 20 февраля 1908 —  
Шуванов Сергей мещанин утв. 26 марта 1913 —  
Щитов В   — 21 июня 1917  

ПРИХОДСКОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
Председатели

Царскосельский 2 гильдии купец
утв. 6 сентября 1912 —

Ист.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. СПб. 1884. С. 350-358; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. СПб. 1899. Ст. 342-343; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916.


А.А.Бовкало [email protected]

Назад  
Главная страница

Последнее обновление 2 июня 2006 года

Храм на яме

Церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери находилась в Ямской слободе, прилегающей к городу Владимиру с западной стороны. Слово «ям» обозначало в древности обязанность жителей известных населённых местностей возить на своих подводах служилых людей для государева дела. Ямская слобода во Владимире появляется в XVI веке.

Церковь в Ямской слободе существовала уже в начале XVII столетия, хотя главный престол её был иного имени. В патриарших окладных книгах 1628 года значится «церковь все святые на посаде в Ямской слободе…». Очевидно, переименование престола в церкви Ямской слободы произошло после 1628-го, но и не раньше 1648 года, потому что только в этом году царь Алексей Михайлович повелел праздновать день Казанской иконы Божьей Матери во всём царстве Русском.

В 1687 года церковь в Ямской слободе носила уже имя Пречистой Богородицы Казанской. В 1778 году вместе со всей Ямской слободой она сгорела. В следующем 1779 году Ямская слобода была перенесена на запад от Золотых ворот. И в 1782 году на средства прихожан, жителей Ямской слободы, была построена новая каменная церковь с колокольней, которая сохранилась без существенных изменений до XX века. Построена она была в стиле провинциального барокко. В силу сложности инженерного решения храм этот был большой редкостью — бесстолпный, перекрытый восьмилопастным сомкнутым сводом.

Особенным почитанием в ней пользовалась древняя икона Казанской Божией Матери, возможно, та, которая упоминается в описи 1682 году и сохранилась невредимой после пожара 1778 года. В приходе Казанской церкви числились жители города Владимира, Ямской слободы и деревни Семязино. Здесь прихожане венчались, крестили своих детей, отпевали умерших и хоронили их на кладбище при церкви.

История

Кладбище было основано в 1776 году (по другим данным в 1757 году) на берегу Красненькой речки по инициативе прихожан церкви св. Петра Митрополита, располагающейся в деревне Ульянке. К этой церкви кладбище и было приписано вплоть до постройки на его территории Казанской церкви в 1901 году. Хоронили на кладбище жителей близ расположенных поселений, таких как деревни Автово и Ульянка. В 1776 году на кладбище была выстроена деревянная Казанская часовня.

7 ноября 1824 года в Петербурге случилось наводнение, в результате которого были практически полностью разрушены деревни Автово и Емельяновка. Кроме того, водой было разрушено значительное количество рабочих бараков, в которых проживали рабочие Чугунолитейного завода, в результате чего погибло 152 человека. Они все были похоронены в братской могиле на территории Красненького кладбища. Могильная плита с памятной надписью о событиях того года сохранилась до сих пор.

В течение XIX и XX веков кладбище использовалось как общегородское, там хоронили жителей окрестных районов развивающегося города. Значительную массу составляли рабочие Путиловского (Кировского) завода и члены их семей.

8 июля 1901 года по проекту Н. В. Васильева заложили церковь Божией Матери Казанской. 9 декабря 1901 года храм был освящён епископом Нарвским Никоном.

С конца 1936 года до ареста 25 августа 1937 года в этой церкви служил священномученик протоиерей Карп Эльб (расстрелян 24 сентября 1937 года, канонизирован 22 февраля 2001 года).

В 1939 году (или в марте 1941 года) пожар уничтожил Казанскую церковь.

Во время Великой Отечественной войны район оказался в прифронтовой зоне. В память об этом остались ДОТ у входа на кладбище, а также памятник танку КВ-85, располагающийся на проспекте Стачек. Как и другие кладбища города, Красненькое активно использовалось для массового захоронения солдат, погибших в боях при обороне Ленинграда, и простых жителей города, не сумевших пережить блокаду. В годы войны братская могила была устроена на месте сгоревшей Казанской церкви.

На Красненьком кладбище захоронены более 100 военнослужащих 28 отдельной штрафной роты, 28 отдельного штрафного батальона (Ленинградского фронта, 42 армии), 14 отдельного штрафного батальона, погибших в декабре г. — июле г. В списках захоронения указаны имена только примерно половины этих военнослужащих.

С 1961 года кладбище считается полузакрытым.

В 1961 году (после смерти поэта Р. Ч. Мандельштама) несколько месяцев, ночуя в кладбищенских склепах, здесь сознательно вели бродячий образ жизни художники А. Арефьев и В. Шагин.

21 июня было заложено здание новой церкви.
В конце 2000 года церковь — во имя Казанской иконы открылась для прихожан. (проспект Стачек, д. 98/2).
Она возведена из пенобетона и освящена в феврале 2001 года.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО КЛАДБИЩА

Некрополь расположен в непосредственной близости от станции метро «Рыбацкое», от которой пешком, ориентируясь на уличные указатели, пройти следует не более 800 метров. Кроме того, до кладбища можно добраться другими видами городского транспорта:

• автобусами №№115, 115А, 189, 327 и 328 до остановки «Улица Устинова»; 
• трамваями №№ 24 и 27 до конечной остановки «Метро Рыбацкое»;
• маршрутными такси №№ К53, К97, К170, К185, К220Б и К239 до остановки «Улица Устинова».

КАЗАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ СЕГОДНЯ

На сегодняшний день на кладбище производятся подзахоронения в могилы близких родственников, а также захоронения на свободные места. Кроме того, на погосте имеются места для урн с прахом в землю. Погребения осуществляются по православному и мусульманскому обычаю. Посетители, навещающие усопших родственников, имеют возможность взять на кладбищенском пункте проката необходимый инвентарь, чтобы привести в порядок могилы.

Время работы: 9:00 – 18:00 в летний сезон и с 9:00 – 17:00 в зимний.

Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Караваевская, д. 16

Телефон: +7 (812) 766-04-00 

Definition

⇨ of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Казанское кладбище — кладбище в Санкт-Петербурге.

История

В 1710 году Пётр I издал указ о переселении рыбаков с берегов Оки в окрестности Санкт-Петербурга. Село, где они обосновались, стало называться Рыбацким. С этого времени около приходской Покровской церкви начали появляться первые захоронения.

В 1744 году кладбищу был прдан официальный статус указом Сената.

В начале 1830-х гг. санитарная служба запретила производить захоронения на берегу Невы из-за опасения эпидемий. Для кладбища выделили новое место и выстроили на нём новую церковь, а затем и храм.

Затем на Казанском кладбище появились захоронения старообрядцев.

Кладбищенская церковь

Сначала на территории кладбища существовала только маленькая часовня для отпевания усопших.В 1742 году на кладбище была построена деревянная церковь, освящённая во имя Покрова Пресвятой Богородицы. А в 1744 годы был построен одноимённый каменный храм.

В 1882—1883 гг. в память о Александре II на территории кладбища была построена деревянная церковь по проекту Леонарда Леонардовича Шауфельбергера, который являлся архитектором Фарфорового завода. Она была освященная во имя Казанской иконы Божией Матери, от которой кладбище получило свое современное название (до этого кладбище именовалось «кладбищем Рыбацкой слободы»). В начале 1900-х гг. к церкви были пристроены притвор и колокольня. В конце 1920-х гг. церковь была закрыта. От всего комплекса церковных зданий к 1987 году сохранились колокольня и каменный притвор. Они были переданы старообрядческой общине беспоповцев Поморского согласия.

Это незавершённая статья о Санкт-Петербурге. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Часовни[править | править код]

Часовня над могилой Н. А. Манасеина

На кладбище находилось несколько склепов, устроенных в качестве часовен:

  • Часовня семьи Граве, двухэтажная, построенная инженером В. И. Граве из известняка. Верхний этаж, вероятно, предназначался для храма, о чём было написано на бронзовой доске. Здесь были похоронены супруга инженера Екатерина Васильевна и дети — Владимир и Аполлон.
  • Часовня из красного кирпича, построенная инженером Виктором Дмитриевичем Покотиловым над могилой его первой жены Евгении Егоровны, урождённой Шарон (скончалась 25 июня (7 июля) 1866 год). Была покрыта белым железом и увенчана мраморным крестом.
  • Часовня-усыпальница светлейших князей Юрьевских.
  • Двухэтажная часовня над могилой почётного гражданина Парамона Парфентьева.
  • Часовня над местом погребения министра юстиции, сенатора Н. А. Манасеина. Усыпальница сохранилась почти полностью, за исключением стекол, императорских корон и жезлов на вратах. До наших дней сохранились подлинные, не совсем качественно реставрированные любителем иконы. Над вратами изображен святитель Николай Чудотворец, покровитель министра. В самой усыпальнице сохранилась икона Воскресения Христова. Эта часовня до 1988 года была единственной открытой для доступа на всей территории города Пушкина. В ней молились все верующие, посещавшие Казанское кладбище. В настоящее время, благодаря исследователю царскосельских кладбищ В. А. Панову, обретено надгробие Н. А. Манасеина, хранящееся в часовне.

Кроме того, была часовня вне ограды, по правую сторону дороги из Софии. Она была устроена над родником и освящена 14 (26) сентября 1875 года во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В настоящее время не сохранилась.

История деревянной часовни и церкви

Сразу после открытия Красненького кладбища приступили к возведению Казанской часовни из дерева. Из-за недолговечного материала в первой половине XIX столетия коллежский асессор Батюшков А. А. произвел реставрацию на личные средства.

В июле 1901 года на пожертвования прихожан стартовало строительство новой церкви Казанской иконы Божией Матери (Казанской церкви) на Красненьком кладбище по чертежам зодчего Васильева Н. В. Быстрый темп строительства позволил освятить стены церкви уже зимой. В освящении принимал участие священник Иоанн Кронштадтский.

Как и часовня, новая церковь с одним куполом была выполнена из дерева, зато вмещала в 6 раз больше человек.

Иконостас во внутреннем убранстве был сделан из дуба, выполненного мастером по резьбе Иконниковым П. О. Некоторые иконы написал иконописец Петров, другие пожертвовал народ. В стенах церкви находилась икона Казанской Божьей Матери в серебряном окладе, покрытым позолотой.

После революции церковь Казанской иконы Божией Матери в Автово оставалась открытой, однако весной 1925 года из нее сделали приходскую, а затем обновленческую. В этом же году большевики закрыли Путиловскую церковь и передали часть ее утвари Казанской церкви. В 1938 году ее статус возвратился к Патриаршей церкви. В первой половине 1941 г. Казанская церковь сгорела, а ее место послужило массовым захоронением жителей блокадного Ленинграда. Казанскую часовню разобрали на дрова еще раньше.

Склады, госпиталь, кинотеатр

В 1938 году в Казанской церкви было прекращено богослужение. Здание заняли под склады МВД. Во время Великой Отечественной войны на территории храма разместился госпиталь для раненых воинов. Верующие просили открыть храм, но их просьбы отклоняли.

В 1950 году прихожане снова подали ходатайство об открытии храма. Прошение опять было отклонено исполкомом облсовета, а внутри храма начал работать кинотеатр «Буревестник». Казанская церковь к этому времени уже была значительно перестроена: колокольня отсутствовала, часть купола снесена, крыша была обычная, четырехскатная. Само здание было не очень большое, невысокое, внешне оно мало уже напоминало церковь.

Стены внутри были выкрашены масляной краской, экран расположен в алтарной части, «сиденья деревянные, облезлые, хлопающие». Сквозь краску на облупившихся стенах и полукруглых сводах виднелись лики святых. Любопытные мальчишки лазили по пожарной лестнице наверх посмотреть, что там изображено.

На улице рядом с кинотеатром находился общественный туалет, пристроенный прямо к алтарной части церкви. Там никто не убирал, было возмутительно грязно. «Трудно было отыскать в городе заведение более мрачное, чем превращённый в зрелищное место некогда светлый храм. Сама краска будто помутнела, и, казалось, осенняя студенистая грязь залепила стены», — с горечью пишет Леонид Зрелов, автор книг и рассказов, посвящённых Владимиру.

Герои Отечественной войны, Владимирка и Герцен

Долгое время Казанская церковь хранила память об Отечественной войне 1812 года. Именно отсюда ополченцы отправлялись защищать Москву. Здесь, на церковном кладбище, были похоронены умершие от ран воины, их имена были написаны на стенах храма. Говорят, что имена этих воинов поминались во время церковной службы.

Стоит напомнить и о том, что дорога, вдоль которой застраивалась Ямская слобода, приобрела в XIX веке печальную славу. По ней шли из Москвы в Сибирь осужденные на каторгу люди. Народ назвал дорогу Владимиркой по имени первого губернского города, где каторжники получали короткий отдых на пути их далёкого следования. Владимирка стала одним из памятников российской и владимирской истории, а Казанская церковь была одним из символов этой дороги.

В Казанской церкви венчался Александр Герцен, находясь в ссылке во Владимире. С большим трудом нашел он священника, чтобы обвенчаться с любимой невестой в «маленькой Ямской церкви, верстах трех от города». Архиерей, заранее пообещавший Герцену выдать разрешение на брак, дипломатично уехал из города. А между тем шел уже восьмой час вечера; после десяти часов вечера венчание не разрешалось. Пошли к духовнику архиерея. «Монах пил чай с ромом и был в самом благодушном настроении». Поэтому он и помог Герцену, уговорил священника обвенчать «подозрительных» в церкви при Ямской слободе.

Танковая атака на храм

В 1966 году через дорогу, на противоположенной стороне от Казанской церкви, был выстроен новый кинотеатр «Буревестник». В нём была установлена новейшая чехословацкая и отечественная звуковоспроизводящая аппаратура. Это был первый широкоформатный кинотеатр в нашем городе. И в 1966 году исполком Владимирского горсовета принимает решение: «Кирпичное здание кинотеатра „Буревестник“ (бывшую Казанскую церковь) сломать и очистить площадку, так как в результате длительной эксплуатации здание пришло в аварийное состояние и из-за большого количества затрат, потребных на ремонт, последний не целесообразен».

После того как зажгли Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата в Александровском саду в Москве, во многих городах СССР стали создавать подобные мемориалы. Стали определять место для Вечного огня и во Владимире. Планировалось улицу им. Гагарина (до 1961 года — Ямскую) отстраивать как центральную и здесь зажечь Вечный огонь. Учитывалось также то, что на кладбище у Казанской церкви хоронили бойцов, умерших от ран во владимирских госпиталях в годы Великой Отечественной войны. В 1967 году к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции здесь установили закладной камень мемориала в память о всех погибших за Советскую Родину в годы гражданской и Отечественной войн.

У архитекторов Владимира было предложение и проект (на общественных началах) как сочетать старое и новое — церковь и мемориал. Они приводили примеры, как строят новое, не разрушая старого, в Ленинграде, Москве и в других городах. В данном случае стоило чуть сдвинуть местоположение мемориала, и церковь не помешала бы.

В феврале 1970 года вопреки общественному мнению к Казанской церкви подошел танк, чтобы обрушить старые стены. Навстречу ему вышла группа молодых архитекторов и реставраторов, которые стали горячо уговаривать танкистов оставить храм в покое. Танк развернулся и ушел. Через неделю рано утром подошла строительная техника и ударами железной «бабы» разрушила стены. Разразился скандал, из Министерства культуры срочно приехала комиссия. Официально было объявлено, что это произошло без разрешения, начальнику УНР был объявлен выговор. Но церковь уже было не вернуть.

С 1975 года площадь, где ранее размещался храм, стала называться в честь 30-летия Победы, или просто площадью Победы. На месте церкви был устроен мемориал в память Великой Отечественной войны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: