История и деятельность Санкт-Петербургской епархии

Архитектура, убранство и устройство церкви[править | править код]

Храм находится в центре Казанского кладбища. Длина и ширина храма — 19 метров, высота до креста — 23,11 метра.


Образец храма — романский баптистерий в Ломелло

В качестве образца Дж. Кваренги, возможно, взял расположенный в итальянском городе Ломелло романский баптистерий при базилике Санта Мария Маджорея крещения. Архитектор в точности воспроизвёл план здания, детали же сделал в стиле классицизма.

Фундамент храма из серого гранита, с наружной облицовкой в рост человека. Стены из кирпича, настолько крепкого, что при устройстве в 1869 году углубления для умывальницы и кадила стену пробивали 5 суток и сломали 4 лома. Снаружи церковь и колокольня были рустованы продолговатыми четырёхугольниками и окрашены клеевой краской молочного цвета; крыша и карнизы железные, были окрашены медянкой.

С западной стороны храма лестница из серого гранита, имевшая ранее железные решетки. Первые двери в храм были сделаны из полосового железа, вторые — дубовые.


Интерьер храма. 2014 год

Внутри церковь отделана очень просто. Средняя часть храма — квадратная с куполом. Церковь имеет 4 полукруглые ниши, поддерживаемые массивными каменными колоннами, из которых одна занята алтарем. Это придавёт всему храму крестообразную форму. Колонны выкрашены под розовый мрамор. Своды и купол украшены трехъярусными кирпичными четырёхугольниками. Купол закончен широким карнизом, в котором ранее было изображение «Всевидящее Око» на голубом фоне со множеством золотых звезд.

В стенах храма были сделаны ниши для надгробных памятников с досками для надписей. К 2014 году в юго—восточной нише был восстановлен только один сохранившийся надгробный памятник — графа А. Д. Ланского.

Пол храма был мозаичным из красного и серого плитняка. Солея возвышается на 50 сантиметров и ограждена металлической решеткой (ранее — железной решеткой с бронзовым поручнем).

Первоначально в храме был полукруглый иконостас, но в 1882 году был поставлен новый, прямой. Ширина его была 8,5 метров, высота в центре — также 8,5 метров, а по сторонам — 7,1 метров. Иконостас был изготовлен из сосны, вызолочен, с резными украшениями, с винтообразными колоннами и пилястрами.


Фото 1900-х годов

В Царских вратах был помещён четырёхконечный крест и иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и евангелистов, работы П. И. Брусникова. Местные образы Богородицы и Спасителя, работы академика Д. Н. Мартынова. На южных вратах — архангел Михаил, работы И. П. Распопина; на северных — архангел Гавриил, работы Надёждина. На правом клиросе — святой Иоанн Предтеча, работы И. В. Захарова; на левом — преподобномученица Евдокия, работы академика Д. Н. Мартынова. Над Царскими вратами — Тайная Вечеря, художника Гобрета. По сторонам Тайной Вечери «Несение Креста» и «Моление о Чаше», художника М. С. Виноградова. Над иконостасом — «Воскресение Христово», художника Силаева.

Церковь освещается вверху 4 большими венецианскими окнами, ранее отапливалась 3 унтермарковскими круглыми печами.

Евангелическо-лютеранская церковь

В связи с открытием в городе лицея, где многие преподаватели были лютеранами, возникла нужда в появлении соответствующего прихода. Для нужд верующих этой конфессии в 1818 году была построена первая лютеранская церковь в Царском Селе.

Сначала был возведен небольшой храм из дерева. На выделенном под церковь участке строились школы для детей из немецких семей и выходцев из Прибалтики. Рядом находилось протестантское кладбище.

Однако храм не мог вместить всех желающих. В связи с ростом  числа прихожан в 1865 была построена новая церковь из камня, дошедшая и до нас. Церковь построена в английском стиле. Во всей форме чувствуется стремление ввысь. Явно видны контрфорсы по углам храма. Присутствуют типичные стрельчатые арки, а крыша заканчивается длинным шпилем. Стены сложены из непокрытого ничем красного кирпича. Интерьер контрастирует с внешним видом церкви: входящий попадает в просторный белый арочный зал с минимумом деталей.

После революции богослужения здесь продолжались до 1931 года, когда храм закрыли и передали под общежитие. НА втором этаже был красный уголок местного ремонтного завода. После войны стране нужны были водители и здание отдали под автошколу. В 1977 церковь была передана финской общине и заново освящена.

Церковь преподобного Сергия Радонежского

Другим храмом, построенным для нужд военных является Храм Сергия Радонежского. Этот святой в свое время благословил на битву Дмитрия Донского и особо почитается воинами. Храм был построен для  2-го стрелкового батальона. Первый храм был возведен в 1557 из дерева. Затем здание церкви перешло в пользование лейб-гвардии. Здесь хранились почитаемые военными иконы, сопровождавшие их в походах. Для полевых служб использовали складной иконостас.

2-му батальону было построено новое здание на Софийском плацу, также названная в честь Сергия Радонежского.  В начале прошлого века в церкви был достроен алтарь и колокольня.

После революции храм был закрыт и долгое время не использовался. Здание церкви серьезно пострадало во время войны. От него остались только руины. В 1972 во вновь отстроенном корпусе разместили водительские курсы. Так храм использовался до 2009 года, когда был поднят вопрос о возвращении здания церкви. Ныне храм восстановлен и вновь освящен. Здесь проводятся церковные службы.

Иулиановская церковь

В Царском Селе долгое время базировался кирасирский полк. Он прибыл сюда в 1832 году. Это был превый подобный полк, ведущий свою историю со времен Петра I. С тех пор кирасиры участвовали во всех крупных войнах империи и не раз прославили свое имя на полях сражений. В свое время в рядах этого полка служил Николай I.

Свои религиозные потребности служащие полка долго удовлетворяли в одном из приделов Софийского собора. Однако это приводило к тесноте и создавало лишнюю толчею по праздникам. В конце XIX века было принято решение построить полку отдельную церковь. Строительство храма приурочили к вступлению Николая II в брак с Александрой Федоровной. Освящение места провели в 1899.

Здесь имеется два придела, один из которых – под землей. Особенностью храма, отличающей его от других церквей является игра света. Здесь главным его источником является алтарь. Иконостас стоит перед большим арочным окном. Сам иконостас предельно прозрачен, что делает возможность свету проходить внутрь церкви. Для еще большей освещенности храм экспозиционно ориентирован на юг.

В церкви на вечном хранении находились регалии полка: его знамена, награды, трофеи, документы павших офицеров, шефские мундиры и кираса Николая I.В 2006 году началась комплексная реставрация церкви, которая продолжается до сих пор.    

Церковь Благоверного князя Игоря Черниговского

В Пушкине есть и недавно построенные храмы. Самый заметный из которых это Церковь-часовня Благоверного князя Игоря Черниговского. Она была построена в 1988 в память о жертвах фашистов (на месте где проводились массовые убийства). Изначально хотели просто поставить памятник, однако, по предложению церкви, решили поставить часовню. Деньги на постройку собирались добровольно.

Службы в новом храме начались только в 2001 году. Здание представляет собой крестообразный храм с одним куполом. Здесь находится книга с поименным списком жертв фашистских палачей. Все они поминаются на службах. Ежегодно в память об оккупации города к храму возлагают цветы.

Новый храм был назван в честь Игоря Черниговского – Киевского князя, насильно постриженного в монахи. Этот князь отошел от политики и жил скромным иноком в монастыре. Однако политика не отошла от него. Восставшие киевляне схватили бывшего князя и жестоко расправились с ним. Считается, что своей смертью этот святой искупил грех междоусобицы.

Казанское кладбище в настоящее время

В настоящее время общая площадь Казанского кладбища 35 га. Его составной частью является старинный некрополь, огороженный изгородью с сохранившимися входными воротами, с Казанской церковью и церковной колокольней. В крипте церкви сохранившиеся захоронения А. Д. Ланского и его умерших родственников. За пределами старинного кладбища были иноверческие участки: мусульманский, еврейский, католический и лютеранский. Они также стали составной частью городского кладбища. Кладбище прирастало новыми территориями, на которых находили упокоение представители разных социальных слоёв. Появились примыкавшие к южной стороне некрополя братские захоронения времён Первой Мировой войны. Они получили отдельное название — Братское кладбище. В 30-е годы его снесли, заняв освободившуюся землю под огороды. Сейчас на месте уничтоженного кладбища установлен обелиск в память о русских воинах, погибших на этой забытой войне. 40-е годы пополнились братскими захоронениями солдат и офицеров, погибших во время Великой Отечественной войны: у них свой мемориал.

Пантелеймоновская церковь

На территории городской больнице можно обнаружить еще один правосланый храм. Это Пантелеймоновская церковь. Это небольшое одноэтажное здание с одним куполом, возвышающимся над желтыми стенами. Храм является наследником госпитальной церкви, работавшей при городской больнице в Софии (соседнем городке). С вхождением этого города в состав Царского Села местную церковь перевели сюда.

Изначально этот храм находился за пределами города у дороги в Павловск, однако затем город вырос в этом направлении. Церковь построили еще в 1782. Церковь святого великомуученика Пантелеимона Целителя — православный храм в городе Пушкине на территории Городской больницы № 38 имени Н. А. Семашко.

Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце

В самом дворце же в 1740 построили еще одну домовую церковь. На открытии присутствовала царствующая императрица, наследник престола и его жена (будущая Екатерина II). Церковь была возведена согласно плану реконструкции Екатерининского дворца.

Новый храм прилегает к дворцу. В него можно попасть через парадные покои. Фасад церкви, отделанный знаменитым Растрелли украшен двойной колоннадой: массивными колонами до второго этажа и облегченными на уровне 3-4. Церковь украшают ангелы и херувимы. Венчает все это крыша с пятью куполами.

Внутри храм отделан в стиле рококо, с обилием художественных элементов. Синие стены сильно контрастируют с золотом икон и алтарем. В алтаре располагалась надпрестольная сень на восьми колоннах и шестиярусный иконостас.

После революции здесь был музей. Здание сильно пострадало в ходе Великой Отечественной. Храм был разграблен оккупантами, а крыша разрушена снарядом.Частичную реставрацию провели в 1963, вновь отстроив купол, однако внутреннее убранство и отделка по-прежнему нуждаются в восстановлении.

ЦАРСКОЕ СЕЛО

Церковь Казанской Божией Матери
на кладбище

Церковь однопрестольная, каменная с таковою же колокольней, стоящей отдельно, заложена 25 сентября 1785, освящена 8 марта 1790 года..
До 1817 приписная к Константиновской церкви в Софии.
В 1819 передана Австрийскому гренадерскому полку, по переводе его в Ямбург в 1824 году была приписана к Знаменской придворной церкви, затем была передана во временное владение саперному батальону, в 1839 передана временно образцовому пехотному полку.
В 1850 приписана к Екатерининскому собору.
Особый причт существует с 24 декабря 1860 года.
К церкви приписана одна часовня.

НАСТОЯТЕЛИ

  Предыдущее место служения Последующее место служения
Сергеев Алексей Сергеевич ( — 14 апреля 1866), священник Диакон Екатерининского собора — 14 апреля 1866  
Смирницкий Иоанн Александрович, священник   1866 — протоиерей — 1884 —  
Милославский, священник      
Тихомиров Димитрий, священник   1893 — 30 марта 1896  
Благовещенский Александр Павлович, священник Московская Славянка 30 марта 1896 — 30 июля 1902  
Мудролюбов Федор, священник   3 сентября 1902 — 1913 —  

ПСАЛОМЩИКИ

  Предыдущее место служения Последующее место служения
Близнецкий Иван     Екатерингофская церковь, Санкт-Петербург
Александровский Александр ( — 13 мая 1867)   — 13 мая 1867  
Филомафитский Петр, дьячок   1869 — 1871 Рыбацкое
Студийский Феодор   — 1880 Хредино, Лужский уезд
Изсадский Гавриил Алексеевич ( — 2 августа 1908) Хредино, Лужский уезд 1880 — 1896 диакон — 29 августа 1907 за штат
Изсадский Алексей   29 августа 1907 — диакон — 1913 —  

ПРОСФОРНИ

  Предыдущее место служения Последующее место служения
Гиляровская Анна Николаевна вдова псаломщика 1898 — 1899 —  
Ткаченко Параскева вдова д Троицкой церкви Красного Села 28 января 1902 —  
Щеглова Мария дочь умершего псаломщика церкви Городца Лужского уезда 31 октября 1902 —  
Изсадская Александра вдова д. 6 января 1909 —  

СТАРОСТЫ

  Предыдущее место служения Последующее место служения
Москвин Александр Дмитриевич Царскосельский 2 гильдии купец утв. на первое трехлетие 2 декабря 1897  
Смирнов Михаил Царскосельский 2 гильдии купец утв. на второе трехлетие 3 мая 1904 — утв. 20 февраля 1908 —  
Шуванов Сергей мещанин утв. 26 марта 1913 —  
Щитов В   — 21 июня 1917  

ПРИХОДСКОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
Председатели

Царскосельский 2 гильдии купец
утв. 6 сентября 1912 —

Ист.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 8. СПб. 1884. С. 350-358; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. СПб. 1899. Ст. 342-343; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916.


А.А.Бовкало [email protected]

Назад  
Главная страница

Последнее обновление 2 июня 2006 года

Римско-католическая церковь Cвятого Иоанна Крестителя

В резиденции императоров служили люди со всей Европы и, соответственно, они придерживались разных вероисповеданий. Вместе с открытием лютеранского прихода в Царском Селе была основана и католическая церковь.

Сначала богослужения велись в частном доме О.О. Мезоняева. Однако с ростом количества прихожан было принято решение о расширении прихода.  По личному указанию царя под приход был выделен участок на Госпитальной улице. ТАкже, монарх удвоил сумму пожертвований.

Строительство здания началось в 1825 году и длилось год. Здание построено в стиле классицизма. Главный вход представляет собой «античный» портик с колоннадой. Изящные белые стены без излишних элементов венчает высокий вытянутый купол. Изначально это был костел с одним приделом. Затем добавили еще два. В костеле хранился металлический крест с частицами Креста Господня.

После революции храм действовал до 1938 года. Здание отдали под спортивный комплекс, а захоронение под собором ликвидировали. В ходе войны храм сильно пострадал от снарядов и был восстановлен только в 60-е. Летом 2006 костел передали Католической церкви.

История[править | править код]

Строительствоправить | править код

Церковь и колокольня при ней были сооружены по указанию императрицы Екатерины II как мавзолей её молодого фаворита графа А. Д. Ланского.

Церковь строилась по проекту Дж. Кваренги.

Храм был заложен 25 сентября (6 октября) 1785 года и освящён 8 (19) марта 1790 года благочинным Царе-Константиновской Софийской церкви священником Иоанном Григорьевым. На западной стороне ограды, напротив церкви, была устроена колокольня в 2 этажа.

История приписки храмаправить | править код

Первоначально храм не имел своего причта и был приписан к различным церквям и воинским подразделениям.

Принадлежность церкви
Даты Храм, воинское подразделение приписки
1785—1817 годы
1817—1819 годы
1819—1824 годы Австрийский гренадерский полк
1824—1839 годы Знаменская церковь
1839—1850 годы Сапёрный батальон и Образцовый пехотный полк
1850—1860 годы Екатерининский собор

В 1860 году храм получил свой причт. Во многом это было связано с тем, что храм был удалён от остальных приходов.

После 1924 годаправить | править код

Богослужения в храме совершались до 1924 года. 31 октября 1930 года по постановлению Леноблисполкома церковь была закрыта. Иконостас был разобран и утилизирован, надгробные плиты были переданы в музейный фонд. Помещение храма было передано сельскохозяйственной ремесленной трудовой колонии для хранения посевных материалов.

Во время оккупации усыпальница под храмом использовалась в качестве бомбоубежища.

В декабре 1948 года и июле 1950 года верующие Пушкина обращались с ходатайством открыть храм, но каждый раз получали отказ.

В 1967 году предполагалась реставрация храма, приуроченная к 150-летию со дня рождения Кваренги, но она не была осуществлена.

В 1973 году коммунальный отдел райисполкома поднял вопрос о сносе церкви, но благодаря вмешательству ГИОПа получил отказ.

20 марта 1995 года Казанская церковь была включена в список памятников архитектуры, а 11 апреля 1995 года храм был возвращён Русской православной церкви и приписан к приходу Софийского (Вознесенского) собора. Началось восстановление церкви. С 2010 года в храме были возобновлены службы. К 2011 году были закончены работы по реконструкции фасадов внутренних стен Казанской церкви.

Захоронения на Казанском кладбище в Пушкине

Казанское кладбище знаменито своей небольшой и очень уютной часовней в честь Николая Чудотворца. В ней проводят отпевание усопших. На кладбище сохранилось несколько надгробий в виде часовен

Они, конечно, нуждаются в реставрации, но всё равно привлекают к себе внимание. Под сводами двухэтажных часовен-усыпальниц покоятся семья В

И. Граве, останки почётного гражданина Парфентьева. В склепе-часовне, построенной по проекту архитектора Ю. Ф. Бруни, были погребены представители семейства князей Юрьевских. Это дети, родившиеся в морганатическом браке Александра II и княжны Долгорукой — Борис и Григорий. Ещё одна часовня была не просто усыпальницей министра юстиции, сенатора Н. А. Манасеина, но и единственным действующим храмом на всей территории города Пушкина. Сюда вплоть до конца 80-х годов ХХ века приходили помолиться горожане. На могилах военных, учёных, актёров, музыкантов, художников и простых, ничем не знаменитых жителей города, стоят памятники самые недорогие и скромные, и богатые, пафосные. К последним можно отнести надгробие на могиле актёра Ильи Олейникова. Несколько прекрасных надгробий напоминают нам об авиакатастрофе рейса Анапа – Санкт-Петербург. Общее впечатление от кладбища всё-таки очень хорошее: есть на что посмотреть, о чём подумать.

Софийский собор

Пожалуй главным храмом Пушкина является Софийский собор. Он был построен в правление Екатерины II которая, как уже говорилось, мечтала о завоевании Константинополя. Это было не просто желание,  к предстоящей войне уже отлили медали, а внук Екатерины Константин должен был стать правителем новой империи. Присоединенным в тот период городам давались греческие названия (Севастополь, Симферополь). В честь будущего завоевания императрица велела построить в Царском Селе достойный собор.

Строительство началось летом 1782 года под руководством Камерона. Возведение каменного храма заняло шесть лет.  Задачей архитектора быцло придать строению черты знаменитого балканского прототипа. Первое, что бросается в глаза при взгляде на храм – это его парящий в центре купол. Сходство подчеркивают и античные колонны в черно-красных тонах. Однако есть и отличия от оригинала. В Пушкинском соборе явно чувствуется влияние русского классицизма.

Завоевание Константинополя так и не состоялось, однако собор так и остался военным символом — в 1817 он стал полковой церковью лейб-гвардии Гусарского полка. Вскоре, в собор добавили еще один престол в честь Великомученицы Екатерины. В 1832 году здесь проводились службы и для кирасирского полка (у которых еще не было своей церкви).

В 1849 провели новую перестройку, в ходе которой второй придел был переосвящен в честь Константина и Елены. Также построили дополнительный придел, посвященный в честь Александра Невского. В саду около храма построили часовню Серафима Саровского.

После революции, церковное использование собора прекратилось. По некоторой иронии, военный собор был отдан под военные нужды — в 1934 здесь разместили военный склад. Но и такое использование собора было недолгим, в 1960 здесь разместили гаражный кооператив. Службы здесь возобновились только в 1989. А на следующий год, радом установили бюст Александра Невского. Внутреннее убранство храма так и не вернулось в исторический вид. Внутри все довольно аскетично (хотя тут и раньше было просто). Восстановлены алтари и иконостасы. Собор вернул и свое военно-религиозное значение: здесь и сегодня принимают присягу и устраивают молебны для военных.

Практика строительства полковых церквей была широко распространена в России XVIII-XX веков. Каждый гарнизон, училище или корпус создавали себе свой храм. Для служб в таких храмах существовало особое Военное и морское духовенство (глава которого мог повышать и увольнять своих подчиненных не спрашивая Синод). В Пушкине есть несколько полковых соборов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: